Ученые нашли самого древнего человека-жертву цунами

Кусочки человеческого черепа были обнаружены недалеко от населенного пункта Аитапе в Папуа-Новой Гвинее, где более шести тысяч лет назад произошло огромное цунами. Предполагается, что человек погиб во время стихии. К таким выводам пришли исследователи из международной группы ученых, которой руководит Джеймс Гофф из австралийского Университета Нового Южного Уэльса. Отмечается, что данные фрагменты являются наиболее древними, из всех найденных ранее, которые свидетельствуют о смерти человека от Цунами. Публикация были представлена в научном издании PLOS ONE.

Находку обнаружили в мангровом лесу усилиями австралийского геолога Пола Хоссфельда. Череп лежал в 12 км от береговой линии и на высоте около 50 метров над морем. В первое время ученые считали, что это был человек, который жил от 200 до 10 тысяч лет назад в период позднего плейстоцена. Позже было проведено радиоуглеродное исследование, которое показало, что останкам не более шести тысяч лет.

В этих местах часто случались огромные цунами, которые были вызваны сильными подземными толчками. По данным экспертов, остров, где был найден артефакт, находится в районе с особенной геологической активностью, так как в этом месте сталкиваются Австралийские и Тихоокеанские литосферные плиты.

Кроме того, в паре десятков километров от линии берега располагается Ново-Гвинейский желоб, который был образован из-за зоны субдукции – места погружения плит друг под друга. Около 20 лет назад землетрясение, магнитуда которого достигла 7 баллов, привело к появлению волны, высотой в 15 метров. При этом волна обрушилась на более чем 5 км островной территории, сметя за собой две тысячи местных жителей.

Специалисты исследовали породу в месте, где лежал череп. Им удалось изучить отложения, оставленные древним цунами, по химическому и морфологическому составу. Кроме того, ими были изучены диатомовые водоросли. В результате выяснилось, что они, а также череп из того периода, схожи с материалами, которые занесло стихийное бедствие в конце прошлого века.

В итоге эксперты рапортовали, что человеческие останки принадлежали древнему жителю, которого поглотило гигантской волной. Отмечается, что его могли разорвать на части из-за обломков деревьев и земной породы, в связи с чем его останки раскидало по всему острову. Однако есть и альтернативное развитие событий, по которым труп уже был расчленен и похоронен в неизвестном месте, но его захоронение было размыто вследствие стихийного бедствия, а останки разбросаны по близлежащей территории. Но, по мнению большинства археологов, этот вариант можно считать наименее вероятным.